Гонка за очками дополненной реальности стартует прямо сейчас

Опубликовано:

Несмотря на то, что следующая стоящая вещица еще какое-то время останется без своего материального воплощения, мы прекрасно знаем, на что она будет похожа: легкое, портативное, беспрерывно работающее электронное устройство, стирающее границу между тем, что мы видим на экранах и тем, что попадает в поле нашего зрения, когда мы отрываем от них взгляд. «Мы знаем, чего хотим на самом деле: AR-очки (очки дополненной реальности)», – заявил на конференции для разработчиков Facebook F8 в апреле главный научный консультант компании Oculus Майкл Абраш (Michael Abrash). «Их еще нет, но когда они явят себя миру, то станут потрясающим качественно новым оборудованием следующих 50 лет». Согласно его прогнозам в ближайшем будущем «вместо стильных смартфонов мы будем повсюду носить стильные очки». По словам г-на Абраша, «эти очки дадут возможность выбирать между дополненной реальностью, виртуальной реальностью и чем-то средним. Мы будем носить их целыми днями, и они просочатся во все аспекты нашей жизни».

Это может вызвать удивление у тех, кто до сих пор считает портативные электронные устройства смешанной реальности чем-то вроде вначале многообещающих, а после разочаровавших очков Google Glass (оказавшихся досадным промахом), неходовых очков Snapchat, феноменально опоздавших со своим появлением наушников Magic Leap, и, да, наушников виртуальной реальности самой компании Oculus, уровень продаж которых вначале не оправдывал ожиданий. Однако все вышеперечисленное можно считать первыми шагами младенца, поскольку все крупные компании пойдут на многое ради дополненной реальности. Ее структурные элементы вы увидите на своих мобильных телефонах в 2018 году. Это всего лишь первые шаги в контексте новой технологической платформы, которые в конечном итоге будут впервые представлены как основной тренд – портативное электронное устройство, которое обязан иметь каждый.

Фактически, дополненная реальность «Проект Манхэтен» (Manhattan Project) стала одной из таких вещей – как, например, стримы видеоигр, поисковые системы и пропускной билетик в когорту Вашингтонских лоббистов, – которую сегодня должен иметь каждый уважающий себя олигарх. А поскольку речь идет о будущем, то, по мнению топ-5 компаний-разработчиков технических устройств, самой актуальной из таких вещей может быть дополненная реальность.

Все больше людей сходятся во мнении, что искусственная реальность – технология, которая играет с нашими органами чувств, заставляя видеть, слышать и взаимодействовать с цифровыми объектами и ситуационными моделями, как будто они так же материальны, как мебель, на которой мы сидим, и люди напротив нас – станет четвертой платформой в сфере информационных технологий. Каждая из трех предыдущих убер-платформ, которые появлялись приблизительно раз в 15 лет, становилась эпохальным событием, предоставляя компаниям-производителям технических устройств возможность занять новые позиции в рейтинге. И каждая ставила под угрозу наличие лидеров в своей отрасли, ослепленных обманчивой радостью преимущества, по причине следующей дилеммы, стоящей перед новатором: победители одного раунда технического прогресса слишком одурманены своими победами, чтобы делать ставку на новый раунд.

В начале 1980-х использование персональных компьютеров привело к краху компаний, производящих мини-компьютеры, и выходу на рынок Apple и Microsoft. В середине 1990-х мир взорвал интернет, появилось огромное количество отраслей промышленности и на арену вышли постоянно расширяющиеся гиганты такие, как Google и Amazon. Презентация iPhone в 2007 году ознаменовала начало мобильной эры. Компании, которые пошли ва-банк, преуспели, тогда как те, которые пришли к мобильной связи с опозданием (да, я имею ввиду вас, Microsoft) – пострадали.

Вскоре мы окажемся в дебрях, где правят 5 левиафанов (Microsoft достаточно оправился, чтоб быть причисленным к группе заговорщиков). Эти компании производят впечатление таких сильных, что легко было бы упустить из виду, насколько хрупким может быть их будущее. Новая технологическая платформа всегда влечет за собой новые перетасовки, поскольку компании, которые признают ее первыми и создают инструменты для ее поддержки, занимают лидирующие позиции в новом раунде гонки. Такой новой платформой является дополненная реальность. (Некоторые даже называют ее последней компьютерной платформой, но такое название в действительности закреплено за неминуемым имплантатом в мозг, который запросто появится еще через 15 лет).

Можете поставить свои биткойны на то, что Amazon и Apple тоже стремятся занять в этой новой парадигме лидирующие позиции, подобно компании Warby Parker

Не все компании, работающие над очками искусственной реальности, имеют аналогичное виденье, – мнения некоторых разнятся относительно того, сколько каналов восприятия они должны в себя включать. Но абсолютно все спокойно согласились с неафишируемой аксиомой относительно того, что стабильная искусственная реальность в портативном электронном устройстве – это еще одна стоящая вещь. Дух соперничества уже сейчас заставил их начать выпускать промежуточные продукты.

Если что-то не работает, компании не могут себе позволить опустить руки. Взгляните, что произошло в компании Google. Одной из наиболее досадных ошибок за всю ее историю стало неудачное изготовление очков Google Glass: многообещающий проект, движущийся на энтузиазме  компьютерных фанатиков, в конце концов, стал не более чем объектом насмешек. Вместо того чтобы выбросить проект с глаз долой и из сердца вон, компания упорно продолжала работу. Как я уже сообщал прошлым летом, Google Glass получает восторженные отзывы от серьезных компаний, работающих в таких сферах, как промышленное производство и здравоохранение, тем самым явно стимулируя материнскую компанию Google – Alphabet – фактически проверять концепцию очков в условиях эксплуатации.

Microsoft, возможно, старается выделяться из толпы. Компания уже выпустила свое собственное устройство – наушники с бо́льшим количеством каналов восприятия под названием HoloLens. Вместе с тем, более новые, сосредоточенные на дополненной реальности компании, среди которых Magic Leap (частично профинансированная компанией Google, вложившей 350 миллионов долларов США), раздвигают границы современной науки. Однако можете поставить свои биткойны на то, что Amazon и Apple тоже стремятся занять в этой новой парадигме лидирующие позиции, подобно компании Warby Parker. Только посмотрите на некоторые патенты Apple. К тому же, ранее в этом месяце Amazon включилась в конкурентную борьбу, представив новый веб-сервис AWS с целью содействия разработчикам в создании приложений в дополненной и виртуальной реальности. Будучи сейчас доступным в ознакомительной версии, сервис дает возможность людям, не являющимся экспертами в области виртуальной реальности, создавать разные «обстановки», которые поддерживаются разными устройствами, включая Oculus, Gear и Daydream от Google. Своим названием Sumerian (в переводе – «шумерский») в честь выдающейся месопотамской цивилизации, этот сервис говорит об уверенности компании Amazon в том, что она будет занимать лидирующие позиции не только на рынке, но и в искусственно созданном мире.

А пока мы ждем последнюю модель AR-очков, версия дополненной реальности 2018 года включает в себя наслоение самой разной информации – начиная с персонажей из «Гарри Поттера» и заканчивая мебелью Ikea – на изображения, передаваемые камерой вашего мобильного телефона в реальном времени. Apple, Microsoft, Google и Facebook – все они предоставляют разработчикам значительный комплект технических средств для создания соответствующих приложений.

Все эти попытки не более чем тренировочный забег перед гонкой за последней версией устройства: комплектом беспрерывно работающих очков, которые сотрут границы между физическим и цифровым миром, сотканным из чистой информации. Воздействие на общество будет ошеломляющим, и, в некотором смысле, будоражащим и даже опасным. Однако у нас в запасе еще приблизительно от 5 до 15 лет, чтоб ввязаться в спор относительно такого воздействия. А тем временем в секретных лабораториях по всему миру олигархи мира технологий и честолюбцы усердно трудятся, изобретая информационные технологии, которые в прямом смысле этого слова предстанут пред вашими глазами. Хотите вы этого или нет, но следующая битва технологий разыграется за поле вашего зрения.

Источник: wired.com