Как, пускаясь в очередную авантюру, Google применяет метод экспресс-разработки проекта

… с целью производства потрясающих продуктов

Проведите тест-драйв потенциала вашей очередной гениальной идеи всего за пять дней.

Совещание, проходящее под лозунгом «мозговой штурм» (такое, каким мы его привыкли видеть) срывается. По кабинету проносятся разные мнения, а выбранное «решение» нередко может зависеть от авторитета его автора, нежели основываться на фактах. Как однажды съязвил бывший гендиректор Netscape Джим Барксдейл (Jim Barksdale): «Если все, что у нас есть – это наши мнения, то давайте согласимся с моим». Испытайте себя и пройдите важнейший челлендж – все стадии разработки проекта в экспресс-режиме, ведь это эффективный способ оценить потенциал вашей очередной гениальной идеи за пять дней.

Метод, автором которого является партнер Google в вопросах разработки коммерческих идей Джейк Кнепп (Jake Knapp), доказал свою эффективность и для таких важных продуктов, как Gmail и Google Search, и для таких широкомасштабных предприятий, как Facebook, Airbnb, Slack, Medium и Blue Bottle Coffee.

Если, начиная какое-либо новое предприятие или обсуждая планы относительно какой-либо продукции, вы зашли в тупик, то вам следует прибавить газу. По словам Кнеппа: «Идеальное время для подобного подхода наступает тогда, когда проект кажется огромным, потому как спринтерский режим заставляет вас сконцентрироваться на самых главных перспективах и трудностях».

В течение пяти дней сотрудники, участвующие в разработке проекта в экспресс-режиме, намечают цель проекта и определяют проблемы (понедельник), находят их решения посредством мозгового штурма (вторник), принимают решения относительно процесса выполнения работ (среда), создают прототип (четверг) и испытывают этот прототип с помощью пользователей (пятница). И хотя на шестой день вы не инициируете первичное публичное размещение акций и не становитесь миллионером, вы при этом имеете действительно намного лучшее представление о том, что будете делать дальше. «Разработка проекта в экспресс-режиме не означает, что вы можете решить все проблемы за пять дней (вам часто нужно будет снова проходить этот путь, чтобы среди всевозможных решений найти лучшее), однако это прекрасный способ ввязаться в бой», – отмечает Кнепп.

Разработка проекта в экспресс-режиме (назовем этот процесс «спринтом») предполагает следующее: команда должна состоять из семи сотрудников, которые имеют различные квалификацию и точки зрения, причем среди них также должен быть, как минимум, один руководитель. Обычно спринт проходит с 10:00 до 17:00; в течение данного периода времени почта не проверяется (исключением являются только два коротких перерыва). И, без шуток, ежедневно в 13:00 должен быть предусмотрен легкий перекус. «Мы на собственной шкуре узнали, как какая-нибудь шаурма, съеденная после обеда, может осадить пыл сотрудников», – пишет Кнепп в своей новой книге «Спринт», в которой более детально описываются основные моменты данного процесса.

Кнепп рекомендует проводить спринты раз в квартал с целью контроля результативности длительных проектов. По его словам, временные ограничения – это лучшее, что предполагает разработка проекта в экспресс-режиме. «Когда вы ограничены во времени, вы концентрируетесь на том, чтобы добиться каких-либо результатов», – отмечает он.

Мы на собственной шкуре узнали, как какая-нибудь шаурма может осадить пыл сотрудников.

Так что вместо того, чтобы разрабатывать очередную идею наобум и уповать на то, что вы на правильном пути, применяйте «спринтерский» подход с целью ее проверки, которая займет немного времени и энергии и обойдется вам довольно недорого. Для этого следуйте графику, указанному ниже.

Понедельник: намечаем цель проекта и определяем связанные с ним проблемы

В начале дня вы определяете цель на отдаленную перспективу, а затем записываете все преграды, стоящие на пути ее достижения. К преградам можно относить все, что угодно, начиная от неспособности технически создать продукт и заканчивая неуверенностью в том, что его кто-нибудь купит. К концу понедельника вы захотите получить черновой проект, в котором определена ваша главная цель, перечислены наиболее насущные вопросы, на которые вам необходимо ответить, и указаны способы решения стоящей перед вами задачи, а именно проблемы, которую вы можете уладить за неделю.

Ваша цель – проблема, которую вы можете уладить за неделю.

Давайте заглянем вглубь процесса экспресс-разработки проекта Blue Bottle Coffee, чтобы понять, с чего они начинали: цель компании состояла в том, чтобы продавать кофе в зернах новым клиентам через интернет. Проблемы, стоящие перед компанией, были самыми разнообразными, начиная с того, как сделать процесс покупки через сайт как можно более похожим на процесс приобретения товара в магазине (читаем: демонстрация заваривания кофе методом пуровер) и, заканчивая тем, как они будут убеждать людей купить зерна, которые они не пробовали. Помимо этого их задача состояла в том, чтобы переключить внимание людей, которые уже отовариваются в интернете, на кофе в зернах. Все, что им было нужно, это решение.

Вторник: продумываем способы преодоления трудностей

Второй день посвящается поиску решений каких-либо проблем. По словам Кнеппа: «Несомненным плюсом является то, что все варианты решения проблемы коротко изложены, а не просто проговорены, потому что в каком-либо конкретном черновом плане решение либо есть, либо его нет». Черновики не должны быть прекрасно оформлены, они просто должны содержать детали. «Нас не волнует, придуман ли для программного продукта идеальный интерфейс, – заявляет Кнепп, – мы занимаемся спецификой его работы».

Шаромыжники в спринте не участвуют. Каждый человек тщательно продумывает варианты решения какой-либо проблемы самостоятельно. Это делается для того, чтобы все были в равных условиях. «Часто решение приходит оттуда, откуда его совсем не ждешь», – отмечает Кнепп. «Если вы занимаетесь разработкой веб-сайта, возможно, вы подумаете о том, чтобы обратиться к дизайнеру или инженеру-разработчику, однако порой лучшее решение может исходить от начальника отдела по работе с клиентами, который каждый день общается с пользователями».

В каком-либо конкретном черновом плане решение либо есть, либо его нет.

К примеру, начальник отдела коммуникации компании Blue Bottle предложил самую лучшую идею, несмотря на то, что сам он себя называл хромым на выдумку. Его разработка, получившая название «Чтец мыслей» («The Mind Reader») состояла в том, чтобы оформить домашнюю страницу интернет-магазина Blue Bottle так, как если бы бариста мог общаться с клиентом. Прежде чем получить рекомендации, а также инструкции по варке кофе в зависимости от их предпочтений, посетители сайта должны были попасть на страничку, где их расспрашивали, как они готовили кофе дома. Таким образом, те из них, кто не был знаком с зернами Blue Bottle, теперь имели о них общее представление.

Среда: принимаем важные решения

В среду утром на стену прикрепляются все наброски проекта, и начинается голосование за прототип. Во избежание предвзятости во время голосования, ни один из черновых планов не должен быть подписан – здесь речь идет об идее, а не том, кому она пришла в голову.

Изложенная всего в трех кратких строчках идея под названием «Чтец мыслей» была выбрана, поскольку отличалась простым и ясным подходом: клиент знакомится с инструкциями относительно варки кофе, затем кликает на ссылку с рекомендациями относительно выбора кофейных зерен, а потом может нажать на кнопку, чтобы узнать больше обо всех их разновидностях. Просто и понятно. Вся концепция как на ладони.

Четверг: создаем прототип

До конца сегодняшнего дня у вас будет рабочий, но не идеальный прототип. Кнепп описывает желаемый результат, как «достаточно реалистичный» для того, чтобы в пятницу вызвать искреннюю реакцию горстки экспертов по оценке проекта (но об этом чуть позже). Все продукты разные, поэтому универсального плана действий по созданию прототипа не существует. Однако у пользователя должно создаваться такое впечатление, что он реален. В случае с Blue Bottle им не нужно было разрабатывать полностью новый веб-сайт. Им всего-то надо было создать три веб-странички, которые бы выглядели и работали в интерактивном режиме таким образом, чтобы клиент чувствовал, что действительно пришел в магазин.

И хотя вы можете и дольше повозиться над созданием идеального прототипа, суть спринта не в этом. Разработка проекта в экспресс-режиме касается процесса приобретения новых навыков, а не производства. Кнепп обнаружил, что команда способна практически полностью закончить разработку пользовательского интерфейса продукта всего за один день. И эти временные рамки важны. «Посвятив разработке день, вы определенно пожелаете услышать, что о вашем продукте скажут пользователи, – подчеркивает Кнепп. – Однако когда создание прототипа длиться дольше, вы все больше и больше начинаете привязываться к определенной идее».

Пятница: добиваемся реакции клиентов и решаем, как продвинуться дальше

В пятницу вы пытаетесь ответить на важнейший вопрос, заданный вами в понедельник. Для этого вам понадобится, как минимум, пять непредвзятых пользователей, которые будут взаимодействовать с вашим продуктом. От них вы должны ждать реакции, а не отзывов. По словам Кнеппа: «Отзывы не настолько важны, как искренняя реакция, исходящая изнутри. Она – отражение того, как люди реагируют в реальном мире». Помимо этого, разработчики проекта в экспресс-режиме должны понимать, что говорят их пользователи, а также определять, как это вписывается в их видение, а не ждать от потребителей (которые не являются экспертами), чтобы те им рассказали, как и что создавать. Среди пользователей нужно искать закономерности. «Если мы видим трех пользователей, поступающих идентично, то, вероятно, этого вполне достаточно для того, чтобы получить ответ на свой вопрос», – замечает Кнепп.

Отзывы не настолько важны, как искренняя реакция, исходящая изнутри.

Когда Blue Bottle Coffee представила «Чтеца мыслей» клиентам, сотрудники компании заметили, что их потребители стали более уверенными в качестве кофе, поскольку они кликали на рекомендации Blue Bottle и пользовались инструкциями. «Абсолютно ясно, что эти люди разбираются в кофе», – сказал один из испытуемых. Впоследствии «Чтец мыслей» стал основой нового веб-сайта компании.

Конечно, каждый хочет, чтобы к полудню пятницы его эксперимент удался на все 100%. Однако, по словам Кнеппа, бывает по-разному. Некоторые идеи, которые в среду или четверг казались разумными, к пятнице оказываются несостоятельными. Порой недостатки этих идей являются незначительными и могут быть быстро устранены и перепроверены. А иногда приходится забраковать всю концепцию. Конечная цель состоит в том, чтобы быстро выяснить, к чему ведет вас ваша идея. «Пятидневный тест-драйв – это эффективный способ прийти к какому-либо выводу. Таким образом, вы не убьете несколько месяцев на предположение, которое может оказаться ложным», – отмечает Кнепп.

Автор: Метт Маккью (Matt McCue)
Источник: 99u.adobe.com